Каталог
Понятие F-stop в фотографии
19
авг.

Понятие F-stop в фотографии

19 августа 2021 г.
Админ

Один из основных терминов в фотографии - понятие «F-stop», «F-стоп», или «F-число». Понимание этой характеристики объектива является ключом к достижению правильной экспозиции и получения красивых снимков.

Что такое F-stop фотокамеры?

Прежде всего важно понять, как работает диафрагма фотографического объектива. Вкратце, лепестки диафрагмы работают так же, как зрачок человеческого глаза. При слабом освещении зрачок расширяется и поэтому пропускает больше света. При сильном свете зрачок сужается, соответственно уменьшается количество света, попадающее в глаз. То же самое происходит и с диафрагмой фотокамеры.

Шкала F-stop - это то, что помогает измерить и понять размер диафрагмы.

На вашей камере вы увидите шкалу обозначений вида «f/» или «f», за которым следует число, обозначающее ширину диафрагмы. Чем меньше число, тем шире диафрагма. Вы можете настроить эти параметры в режиме приоритета диафрагмы и в ручном режиме камеры.

Это может показаться странным: почему самое маленькое значение соответствует максимальной диафрагме? Ответ прост. Рассмотрим шкалу диафрагмы: f/1,4; f/2; f/2,8;f/4; f/5,6;f/8; f/11; f/16; f/22.

Что означает "F" в F-stop?

Буква «f» обозначает фокусное расстояние.

Число, следующее за ним, представляет из себя долю фокусного расстояния.

Чтобы рассчитать размер вашей диафрагмы при определенном значении F-stop, нужно получить дробь от фокусного расстояния. Например, если вы снимаете с объективом 200 мм при f/4, диаметр диафрагмы составляет 50 мм.

Пара примеров настроек F-stop.

Объектив 50 мм с диафрагмой f/2 = отверстие объектива 50 мм шириной 25 мм (50 мм/2).

Объектив 50 мм с диафрагмой f/8 = отверстие объектива 50 мм шириной 6,25 мм (50 мм/8).

На рисунке ниже показана шкала диафрагмы (не в масштабе).

Как F-stop влияет на ваше изображение

Самое важное, что нужно знать об этих числах диафрагмы, - это то, что от числа к числу по шкале диафрагма уменьшается до половины своего размера. То есть если вы меняете диафрагму с f/2 на f/2,8, вы уменьшаете экспозицию вдвое, при этом вы уменьшаете вдвое открытое пространство диафрагмы объектива. Благодаря этому вы пропускаете через объектив на 50% меньше света (один F-stop). Это получается потому, что числа диафрагмы рассчитаны из уравнения, используемого для определения размера диафрагмы из фокусного расстояния объектива.

Допустим, вы фотографируете кого-то на пляже во время заката. По мере того как солнце садится, у вас будет все меньше света, который нужно как-то компенсировать. Одно из возможных решений - открыть диафрагму, пропуская через объектив больше света на матрицу камеры. Увеличение диафрагмы сделает ваше изображение ярче, но также вызовет изменение глубины резкости.

Если вы снимаете с более широкой диафрагмой, такой как f/2,8, вы заметите, что область фокусировки намного меньше, чем если бы вы использовали большую диафрагму, например, f/5,6 или f/8. Скажем так: чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости.

Широкая диафрагма может легко сделать ваш снимок размытым на нежелательных участках. Особенно это проявляется на портретах, где вы используете очень маленькое значение, такое как f/1.8. Нос объекта съемки может оказаться не в фокусе, а его глаза останутся по-прежнему резкими. В этом случае область фокусировки может быть менее 10 мм, что является очень малой глубиной резкости.

Более узкие диафрагмы (f/8; f/11; f/16;f/22) в основном используются для пейзажной фотографии, т.к. они приводят к большей области фокусировки, сохраняя резкость большей части сцены. Однако эти значения диафрагмы не пропускают столько света, как более широкие, поэтому ваш снимок может получиться недоэкспонированным.

У всех объективов есть ограничение на ширину открытия диафрагмы, обычно это такие значения: f/1,4; f/1,8; f/2,8; f/3,5; f/4; f/5,6.

В некоторых случаях фокусное расстояние объектива может повлиять на минимальное значение диафрагмы, которое можно использовать. Некоторые зум-объективы не имеют переменной диафрагмы, и минимальное значение диафрагмы, которое можно использовать, зависит от фокусного расстояния.

Например, объектив с переменной диафрагмой 70-200 мм может обеспечить минимальную диафрагму на 70 мм. Как только вы увеличите масштаб до 200 мм, диафрагма автоматически установится на f/5,6 или что-то в этом роде. Эти объективы обычно дешевле, чем зум-объективы с фиксированной диафрагмой или фиксированные объективы.

Фиксированный объектив - это когда фокусное расстояние не регулируется. Многие профессиональные фотографы, как правило, используют объективы с фиксированным фокусным расстоянием, поскольку они позволяют получить гораздо более широкое отверстие диафрагмы.

Что произойдет, если вы используете максимально широкую диафрагму объектива, но света все равно недостаточно? Ваше фото будет недоэкспонировано, и у вас есть два способа исправить это. Либо вам удастся получить дополнительный источник света, либо вы можете настроить другие параметры камеры, кроме диафрагмы.

Треугольник экспозиции

Экспозиция состоит из трех настроек, составляющих треугольник экспозиции. Это выдержка, светочувствительность ISO и настройки диафрагмы.

По мере улучшения ваших навыков фотографии вы начнете больше снимать в ручном режиме. Знание того, что стопы экспозиции могут сделать для выдержки, ISO и диафрагмы, повлияет на то, как вы измените каждую из них.

Выдержка и стопы ISO

Помимо шкалы диафрагмы, мы также можем измерить в стопах светочувствительность ISO и выдержку. Здесь работает та же концепция, но с небольшой разницей. Для ISO и выдержки одна целая ступень (один стоп) всегда удваивает или уменьшает вдвое каждое значение.

Еще одно отличие от F-стопов диафрагмы состоит в том, что ISO и выдержка не влияют на глубину резкости. Регулируя эти две настройки на вашей камере, вы можете контролировать, сколько света будет иметь ваше изображение.

Помимо управления экспозицией, ISO и выдержка имеют и другое влияние на результирующий снимок.

Стопы ISO

Начнем с самого простого для понимания: светочувствительность ISO. Увеличение на одну ступень от ISO 100 - это 200. Далее одна ступень от ISO 200 - это 400. Интервалы не равны, тут ISO удваивается между стопами.

Но обратите внимание: чем больше вы установите ISO, тем больше шума будет на изображении. Почему? Потому что повышение ISO делает сенсор камеры более чувствительным к свету. Камера делает это с увеличенным электрическим зарядом, и шум на снимке является побочным продуктом этой настройки.

Впрочем, не стоит бояться повышения ISO. Это может помочь более гибко настраивать выдержку и диафрагму для достижения различных эффектов на вашей фотографии. Например, если у вас не так много света и диафрагма также максимально открыта, добавление немного ISO может помочь правильно экспонировать снимок.

Стопы выдержки

Обычно, когда вы пользуетесь цифровой камерой, то снимаете с выдержкой в доли секунды. Если вы снимаете с выдержкой в 1 секунду или дольше, применяется тот же принцип, что и выше. Вы удваиваете время с 1 секунды до 2, а затем с 2 секунд до 4.

При съемке с выдержкой в доли секунды, например 1/200, чтобы удвоить это число, уменьшите вдвое знаменатель (число внизу дроби, в данном случае 200). 1/100 - это вдвое больше длины 1/200, так что это один стоп. При этом экспозиция удваивается. 1/50 в два раза больше 1/100 и так далее.

Проще говоря: вы снимаете при f/2,8, выдержке 1/100 секунды и ISO 200, но нужна очень малая глубина резкости. Вы знаете, что увеличение диафрагмы до f/2.0 приведет к меньшей глубине резкости.

Хорошо! Но это также утроит количество света, попадающего в объектив камеры. Вы увеличили диафрагму на два стопа и сделали экспозицию ярче.

Вам нужно противостоять этому изменением выдержки или ISO. Для этого можно уменьшить ISO вдвое до 100 или изменить выдержку с 1/100 до 1/200 секунды.

Как видите, в этом очень важно разбираться! Запомните: увеличение экспозиции на один стоп удвоит экспозицию, а уменьшение экспозиции на один стоп уменьшит ее вдвое.