
Работаем с фоном
Казалось бы, что может быть проще - выбрать фон для будущей фотографии.
Но на самом деле именно этот вопрос чаще всего создает начинающим фотографам немало проблем. Ведь важны не только цвет и фактура, но и сам материал, и размер фона имеют большое значение.
Итак, давайте разберемся с тем, какой фон и в какой конкретной ситуации может понадобиться фотографу. И начнем, пожалуй, с того, каких видов бывают фотофоны и классификации по основным материалам изготовления фонов:
- бумажные
- тканевые
- пластиковые
- нетканые
- виниловые
- акриловые
- стеклянные
Сами фоны бывают разнообразных размеров и форм и предназначенных под разные задачи, а значит и под разные системы крепления. Например бывают рулонные фоны из листового материала, тканевые без каркаса и тканевые каркасные. В свою очередь рулонные фоны могут быть изготовлены из нескольких видов материалов: пластик, бумага, нетканый материал, винил.
При этом именно рулонные фоны являются одними из самых распространенных и удобных для различных видов съемок. Их основные преимущества - низкая стоимость, удобство постановки света и возможность использования систем установки фона, рассчитанных именно на рулонные фоны. Конечно, у этих фонов есть и минусы, но давайте обо всем по порядку.
Для более подробного рассмотрения подбора фона для конкретных видов съемки выберем три наиболее востребованных на сегодня жанра съемки: портрет (все виды портрета: от арта до фэшн), предметная съемка и реклама. И рассмотрим все нюансы выбора фона на примере этих трех жанров.
В портретной съемке фон имеет огромное композиционное значение, он создает не только общее настроение в кадре, но и отвечает за восприятие объема и передачу пространства на будущей фотографии.
Для классической художественной портретной фотографии прекрасно подходят тканевые фоны.
Во-первых, они имеют практически неограниченный ресурс, по ним можно спокойно ходить (в случае ростового портрета), они чистятся и стираются. Единственное, что они плохо переносят, это съемку в «мокрой» студии (аквазона) и съемки животных.
Во-вторых, очень часто тканевые фоны окрашиваются в сложные тона и фактуры и иногда уже имеют окрашенные световые пятна, что позволяет избежать сложной постановки фонового освещения.
В общем, тканевый фон, несмотря на свою достаточно большую стоимость, очень выгодное приобретение для фотографа-портретиста.
Следует учитывать, что тканевый фон может быть изготовлен из разных материалов как по плотности, так и по плетению нитей. Например современные фоны с примесями искусственных волокон имеют меньшую стоимость и меньше мнутся. А у фонов из натурального хлопка другая очень важная особенность - они, наоборот, сильно мнутся. Если в поясном портрете используется небольшой фон и его еще можно отпарить, то в ростовом потрете уже используется фон длиной до пяти метров. Если на фоне во время съемки будут большие заломы и складки, то свет, попадающий на него, сформирует большие глубокие тени, которые будут заметны в кадре.
Именно по этой причине складывать большие фоны как простынь или скатерть "квадратиками" категорически не допускается. Сразу после покупки тканевый бескаркасный фон можно достать из его чехла, полностью развернуть и, очень мелко и плотно скомкав, положить обратно в чехол. Когда в последствии фон будет развернут для съемки, он будет иметь очень мелкую сетку из маленьких мятых заломов — при постановке мягкого освещение такая фактура полностью исчезнет и не даст глубоких теней. При съемке же с жестким освещением, мелкие складки создадут приятную фактуру, легко размывающуюся в боке, создаваемом портретным объективом.
В портрете можно использовать и рулонные фоны, для этих целей хорошо подходят бумажные и нетканые фоны. Конечно, такого богатства полутонов и рисунков, как с тканевыми уже не будет, зато с технической точки зрения все максимально просто. Если фон испачкался, его просто отрезают и отматывают новый кусок под ноги модели, что идеально для потоковой съемки, съемки животных или цветов. Рулонный фон всегда ровный и не требует от фотографа особых навыков в постановки фонового освещения. Единственный момент, который стоит учитывать — это расход фона, поэтому рулонные фоны больше подходят для коммерческих съемок, где за его расход платит клиент.
Выбор фона для предметной фотографии имеет свои особенности. Главный момент, который стоит учитывать, будет ли крупный масштаб съемки и то, как расположен предмет - стоит ли непосредственно на самом фоне. В ситуации, когда камеру необходимо будет расположить максимально близко к фону (мелкий предмет съемки), использование тканевых фонов или нетканых становится невозможным. На фотографии обязательно будет проступать фактура фона, на которой стоит предмет. Следовательно, для предметной съемки лучшим выбором станут, например, бумажные, акриловые и стеклянные фоны. При этом если съемка связана с использованием каких-либо жидкостей, то от рулонного бумажного фона стоит отказаться в пользу непромокаемого пластика. Также стоит отметить, что пластиковые фоны намного более устойчивы к истиранию и загрязнениям. Мало того, выпускаются как полностью глянцевые и матовые, так и комбинированные, двухсторонние пластиковые фоны, что очень удобно для различных видов съемки.
Конечно, и в предметной фотографии могут быть исключительные случаи - например, когда фотографу необходимо использование в качестве фона бархата, но это уже частный случай.
Как общий вывод стоит признать, что для предметной фотографии пластиковый фон будет удобным и максимально выгодным решением.
Ну и в завершении нашей статьи рассмотрим выбор фона для рекламной фотографии.
Рекламная съемка бывает только коммерческой и, как правило, имеет достаточно значительный бюджет, поэтому использование рулонных отрезных фонов тут будет оптимальным выбором. Однако задачи в рекламе бывают также крайне неординарными и, возможно, фон потребуется печатать на заказ.
Тут очень важно правильно выбирать материалы и не экономить. Сегодня есть две основных технологии печати заказных фонов: печать на баннере и на тканевой основе. Напечатать насыщенный качественный цвет на тканевой основе достаточно сложно, да и широкоформатная печать на ткани у нас мало распространена. А вот печать на баннерном материале сейчас крайне популярна и технологична (яркие цвета и качественные изображения не проблема), но тут есть один достаточно серьезный подводный камень - баннер очень сильно бликует, так как имеет глянцевую поверхность. Но это относится только к обычному баннерному материалу, а для качественных фотофонов выпускается специальное антибликовое баннерное полотно с рассеивающей свет микро-фактурой. К тому же именно такой материал максимально устойчив к истиранию — по такому фону можно спокойно ходить во время съемки без всяких негативных для него последствий.
Ну вот и все, надеемся материалы нашей статьи будут вам полезны.
Удачных вам съемок!