
Синхронизация студийных вспышек
Технический прогресс в современной фотографии идет семимильными шагами, стремительно меняются камеры и оптика, появилось и активно развивается светодиодное студийное освещение, но пока импульсные источники света являются основным рабочим оборудованием рентных студий. А значит любому современному фотографу необходимо уметь обращаться со студийными вспышками и не только настраивать их мощность и режим работы пилотного света, но и уметь их синхронизировать между собой.
Вопрос синхронизации студийных вспышек задача достаточно нетривиальная не только для начинающего фотографа, но и для более опытных его коллег. Дело в том, что вспышки во время съемки кадра должны срабатывать одновременно, и для этой цели они могут использовать несколько способов синхронизации, как однотипной, так и смешанной. Все это будет зависеть от того, какое оборудование студия будет готова предоставить фотографу. Также в затруднительную ситуацию может попасть начинающий фотограф, решивший приобрести свое первое личное студийное оборудование для выездных или домашних съемок. В общем, тема синхронизации вспышек достаточно актуальна на сегодняшний день для всех любителей фотографии, и поэтому предлагаем вам подробно разобраться в этом важнейшем вопросе.
Начнем с описания видов синхронизации, а их у вспышек три:
1. Синхронизация по свету или инфракрасная синхронизация — когда вспышки срабатывают друг от друга, используя встроенные фотоловушки, а для общего запуска используется инфракрасный излучатель (по сути небольшая красная вспышка, установленный в башмак камеры.
2. Синхронизация по радиоканалу или радиосинхронизация —
когда все вспышки срабатывают одновременно от полученного радиосигнала с
установленного на камеру радиосинхронизатора, при этом сами радиоловушки могут
быть встроенными во вспышки, а могут быть в виде дополнительного подключаемого
к ним оборудования.
3. Синхронизация по кабелю — сама простая, когда между
вспышкой или вспышками и камерой проходит шнур (синхрокабель), если вспышек несколько,
то используются разветвители.
Теперь стоит разобрать каждый отдельный вид чуть подробнее.
Светосинхронизация выгодна тем, что она априори присутствует на всех студийных вспышках, даже совсем бюджетного класса. На любой студийной вспышке обязательно будет встроенная фотоловушка и для синхронного срабатывания нескольких вспышек достаточно будет приобрести инфракрасный синхронизатор на камеру. Можно запустить такие вспышки и обычной накамерной, но, как правило, она достаточно сильно вмешивается в создаваемый светотеневой рисунок и портит всю постановку света. У светосинхронизации (инфракрасной синхронизации) есть свои особенности:
- Свет от других вспышек или от излучателя с камеры обязательно должен попадать на приемник на самой вспышке, иначе она не сработает. Так бывает, если на вспышках установлены софтбоксы большого размера и они перекрывают собой импульс от камеры или других вспышек (приемник оказывается в тени).
- Если в помещении, где идет съемка, очень большие окна и на улице солнечная погода, то вспышки могут не сработать, так как светоприемники на них из-за высокой чувствительности могут просто слепнуть от солнечного света. Лучшим решением будет съемочное помещение с зашторенными окнами — тогда все будет работать безотказно.
- Приемник света на вспышке может срабатывать не только от прямого импульса с излучателя камеры или от других вспышек, в небольшом помещении со светлыми стенами приемник будет работать даже от отраженного от стен света.
Следующей по порядку идет радиосинхронизация. Сразу можно отметить, что это самый удобный и развитый вид синхронизации. Она предполагает, в зависимости от модели приборов и синхронизаторов, не только простой запуск, но и дистанционное управление приборами вплоть до контроля автоматической экспозиции кадра через TTL.
Самый простой вариант радиосинхронизации, когда приборы не имеют встроенных радиоприемников, это подключение внешних приемников радиосигнала через разъем для синхрокабеля. В таком случае понадобится радиотрансмиттер («пускач» на камеру) и несколько радиоприемников (по одному на каждую вспышку). Такой вариант не допускает какого-либо управления вспышками с камеры, только их синхронизированный запуск для съемки.
Из плюсов такой системы — она достаточно бюджетна и имеет возможность переключения каналов, то есть параллельно могут работать несколько фотографов в разных помещениях, не мешая друг другу.
Гораздо лучше, когда сами вспышки имеют свои встроенные радиосинхронизаторы, к которым можно докупить родной брендовый трансмиттер на камеру. Вот тут доступно уже полное управление вспышками с трансмиттера, можно дистанционно менять каналы синхронизации, менять мощность каждой из вспышек, управлять пилотным светом, настраивать режимы синхронизации (например, включить высокоскоростную), управлять цветовой температурой или скоростью импульса, в некоторых моделях вспышек доступна даже TTL-синхронизация (автоматика камеры будет сама управлять настройками вспышек).
Синхронизация вспышек по кабелю является самым утилитарным вариантом. В принципе в современных студиях она уже не используется. Дело в том, что лишние кабели под ногами фотографа ни к чему хорошему обычно не приводят, да и разъем для синхрокабеля на современных камерах явление достаточно редкое (обычно только профессиональные модели камер) и приходится использовать специальный адаптер в горячий башмак фотоаппарата. Из плюсов такой синхронизации можно отметить высокую надежность и автономность от источников питания, так как в таком случае батарейки не нужны. Так же в предметной фотографии, когда камера стоит на штативе и объект съемки остается неподвижным, такой способ синхронизации все еще достаточно популярен.
И в завершении обзора хотелось бы сказать пару слов о смешанной синхронизации. Дело в том, что в большинстве рентных студий фотографу обычно выдают один радиотрансмиттер и только один приемник, а вот вспышек может быть несколько. В такой ситуации применяется смешанная синхронизация, когда вспышка с установленным приемником является ведущим прибором для остальных вспышек, на которых просто включают синхронизацию по свету. То есть камера запускает по радиоканалу только один моноблок, а все остальные вспышки синхронизируются с ним уже за счет встроенных фотоловушек.
Надеемся, что материалы нашей статьи принесут пользу для начинающих студийных фотографов.
Удачных вам съемок!