Студийное «железо» для профессионального фотографа — 1 часть
Сегодня мы поговорим о вспомогательном фотооборудовании в студии, без которого многие виды съемок могут оказаться затруднительными, а иногда и просто невозможными. Речь пойдет о так называемом «студийном железе» - это достаточно богатый ассортимент различных видов специализированных стоек, зажимов, шарниров и специальных крепежей и площадок. По мере описания каждого нового вида оборудования мы будем приводить достаточно подробные рекомендации для использования его в практике студийной съемке.
Начать стоит со стоек-роллеров (Roller Stand). Это стальные стойки, предназначенные для больших нагрузок и оборудованные несъемными мощными колесами. При этом ноги этих стоек не имеют дополнительных упоров и раскладываются перпендикулярно центральной колонне. Благодаря такой конструкции ног рабочая высота роллеров может очень небольшой, что недоступно для стоек обычной конструкции. Роллеры предназначены для установки тяжелого осветительного (кинопрожектора) и вспомогательного оборудования: столик под ноутбук, предметные стекла, сборные фрострамы больших размеров, журавли и элементы декораций. Большим преимуществом роллеров является их компактность в сложенном виде, что крайне удобно для выездных съемок.

Еще один вид непривычных для большинства фотографов стоек — это си-стенд (C-stand). Очень мощная и полностью стальная стойка с нескладными опорами, точнее сказать, опоры могут быть повернуты на специальном шарнирном механизме в одну плоскость и си-стенд станет компактным, но сложить их вдоль центральной колонны невозможно. Эти стойки выдерживают большую нагрузку и имеют ряд особенностей, позволяющих значительно экономить съемочное пространство в студии. Ноги си-стендов крепятся на разном уровне, что позволяет составить несколько стоек, практически прислонив их друг к другу центральными колоннами, сделать подобное с обычными раскладными студийными стойками просто невозможно. Кроме этого, существуют модификации си-стендов, позволяющие устанавливать одну из трех опор стойки на разной высоте, что является идеальным решением при необходимости установить оборудование на лестнице или каком-либо подиуме. Есть си-стенды и с возможностью замены центральной колонны, при этом самым интересным вариантом будет установка специального студийного пальца непосредственно в опоры си-стенда, что позволит установить осветительное или дополнительное оборудования прямо у поверхности пола. Особая форма ног си-стенда позволяет огружать их противовесами (мешками с песком или дробью) без использования дополнительного крепежа, что крайне актуально при работе с тяжелым студийным оборудованием. Студия, оборудованная набором си-стендов, намного предпочтительней и комфортней в работе, чем студия со стандартными складными стойками.

Достаточно редко в студиях можно встретить огромные стойки-журавли (Super Boom). Их уникальность заключается не только в большой грузоподъемности и размерах, но и в возможности дистанционного управления положением оборудования, закрепленного на противоположном конце перекладины. Дело в том, что такие журавли могут поднимать осветительные приборы, фрострамы или декорации на высоту от 2 до 5 метров и в такой ситуации поправить положение поднятого оборудования или осветительного прибора без возможности дистанционного управления очень сложно, приходится полностью опускать оборудование вниз. На центральной колонне Super Boom также присутствуют специальные ступеньки и подъемная лебедка, чтобы фотограф или ассистент по свету смог забраться на нее и разложить стойку до необходимой высоты. Как правило, такое серьезное оборудование есть далеко не в каждой рентной студии, но, при необходимости, Super Boom фотографы берут в аренду в соответствующих рентных студиях. На такой журавль можно установить не только большой осветитель, но и подвесить необходимые декорации и даже установить камеру для съемок с верхних ракурсов.

Студии бывают и небольшие, если необходимо провести
предметную съемку, то брать в аренду большую съемочную площадку просто
нерентабельно, но стойка-журавль понадобится обязательно, а иногда и не одна.
Разместить такое оборудование в маленьком помещении нереально и тогда вместо
обычных стоек-журавлей используют настенные автоматические журавли (Autoboom),
не требующие стойки и использования противовесов. Автобум — это специальная
телескопическая штанга со студийным пальцем, закрепленная на настенном шарнире
и имеющая специальный компенсационный пружинный механизм, облегчающий работу с
тяжелым осветительным оборудованием. Единственный неудобный момент — это отсутствие
возможности перемещения такого журавля, но в некоторых студиях оборудовано
сразу несколько настенных креплений, что решает эту проблему. Чаще всего
автобум используют для подвеса объекта съемки или установки верхнего
осветительного прибора, в некоторых случаях на него вешают небольшие фоны и
декорации для предметной съемки. Такое оборудование будет хорошим решением для
домашних студий.
Не всегда фотографу нужен именно стойка-журавль, зачастую необходимо лишь немного отодвинуть от центральной стойки осветительный прибор или просто закрепить отражатель под нужным углом. В таких случаях намного проще использовать специальную штангу (Extension Arm). И для того, чтобы наклонить большую портретную тарелку при портретных фотосессиях, такая штанга также необходима. В общем, extension arm очень полезное оборудование, к тому же способное выдержать достаточно большие нагрузки, так как выполнена из стали. В рекламной фотографии комплект из си-стенда и такой штанги практически незаменим, все декорации и дополнительное оборудование вокруг съемочного стола устанавливается на них, ведь у фотографа только две руки и они заняты камерой, а кадр должен быть эффектным, для чего недостаточно только одного цветного фона. В комплекте с такой штангой используют специальные поворотные муфты (Grip Head), они позволяют комфортно позиционировать и надежно закреплять даже самое тяжелое оборудование. В некоторых видах съемок на таком монтаже устанавливают большие бронированные предметные стекла, например, метровой ширины, позволяющие снимать предметы так, будто они парят в воздухе.

Надеемся, что материалы данной статьи принесут пользу фотографам, работающим в студийных условиях, удачных вам съемок.
