Каталог
10
март

Что такое сверхширокоугольный объектив

10 марта 2021 г.
Админ

Сверхширокоугольный объектив позволяет получать изображения с чрезвычайно широким углом обзора. Он популярен среди архитектурных и пейзажных фотографов, потому что может поместить в изображение большую часть переднего плана, а также окружающие элементы на фотографии.

Сверхширокоугольный объектив покрывает фокусные расстояния менее 24 мм в полнокадровом эквиваленте поля зрения. Сюда входят как фикс-объективы, так и зум-объективы.

Зум-объектив, если его широкий диапазон фокусного расстояния меньше 24 мм, считается сверхширокоугольным объективом, даже если максимальное значение фокусного равно или превышает 24 мм. Например, как Nikon 14-24mm f/2.8G, так и Nikon 16-35mm f/4G VR являются сверхширокоугольными объективами при установке на полнокадровую камеру.

Важно отметить, что для того, чтобы объектив был обозначен как сверхширокоугольный, необходимо учитывать как фокусное расстояние, так и размер сенсора.

Это означает, что, хотя объектив с постоянным фокусным расстоянием 20 мм f/1,8 будет считаться сверхширокоугольным объективом для полнокадровой камеры, он не будет считаться таковым для сенсора APS-C. Это связано с 1,5-кратным кадрированием сенсора (также известным как кроп-фактор), который изменяет поле зрения примерно до 30 мм в полнокадровом эквиваленте. Аналогичный 20-миллиметровый объектив, установленный на 1-дюймовом датчике, попадет в «стандартный» диапазон с эквивалентным ему полем зрения FF 54 мм.

Размер сенсора и фокусное расстояние

Ниже приведены различные размеры сенсоров и фокусных расстояний для обозначения сверхширокоугольных объективов:

  • iPhone с сенсором 1/2,9 дюйма (кроп-фактор 7,1): короче 3,4 мм
  • Смартфон с сенсором 1/2,3 дюйма (кроп-фактор 5,62): короче 4,3 мм
  • 1-дюймовый сенсор (коэффициент кропа 2,7): короче 9 мм
  • Микро 4/3 (коэффициент кропа 2,0): короче 12 мм
  • APS-C (1,5-кратный коэффициент кропа): короче 16 мм
  • Полнокадровый (коэффициент кропа 1,0x): короче 24 мм
  • Средний формат (коэффициент кропа 0,78x): короче 31 мм

Для кого подходят сверхширокоугольные объективы?

Сверхширокоугольные объективы наиболее популярны среди архитектурных и пейзажных фотографов.

Архитектурные фотографы используют сверхширокоугольные объективы, чтобы вписать в кадр высокие здания. В частности, фотографы, работающие в сфере недвижимости, часто используют сверхширокоугольные объективы для съемки интерьера.

Пейзажные фотографы используют сверхширокоугольные объективы, чтобы преувеличивать относительный размер объектов переднего плана, в то же время включая в кадр обширные пейзажи на заднем плане.

Другие типы фотографов также иногда полагаются на сверхширокоугольные объективы. Например, портретные фотографы используют их для фотографирования людей в ограниченном пространстве, съемки портретов окружающей среды и фотографирования очень больших групп людей.

Как сверхширокоугольные объективы влияют на глубину резкости

В фотографии глубина резкости зависит от ряда различных переменных, таких как диафрагма, фокусное расстояние, расстояние от камеры до объекта и размер сенсора. Сверхширокоугольный объектив имеет чрезвычайно короткое фокусное расстояние, что обеспечивает большую глубину резкости даже при использовании относительно больших диафрагм. Поскольку сверхширокоугольные объективы могут достигать бесконечного фокуса на близких расстояниях, они часто предпочтительнее в случаях, когда требуется, чтобы и передний план, и задний план казались резкими на изображениях.

Кроме того, нет проблемы дифракции, связанной с использованием очень малых значений диафрагмы. После установления гиперфокального расстояния и фокусировки на них даже большие диафрагмы, такие как f/4, могут сделать всю сцену резкой спереди и сзади на умеренном расстоянии от камеры до объекта при использовании сверхширокоугольных объективов.

Последствия дрожания камеры

Поскольку правило взаимности сильно зависит от фокусного расстояния, использование сверхширокоугольных объективов позволяет фотографам снимать изображения с гораздо более длинными выдержками.

Фото(Как увеличивается влияние сотрясения камеры с увеличением фокусного расстояния. Красные пунктирные линии, которые представляют потенциальный предел того, насколько сильно камера может дрожать, когда ее держат в руках, имеют гораздо меньший диапазон при 80 мм, чем при 400 мм.)

Очевидно, более короткие фокусные расстояния снижают вероятность дрожания камеры. Поскольку сверхширокоугольные объективы имеют настолько широкое поле зрения, эффект дрожания камеры будет наименее выражен по сравнению с объективами с большим фокусным расстоянием.

"Рыбий глаз" и прямолинейные сверхширокоугольные объективы

Объективы "рыбий глаз" известны своим криволинейным цилиндрическим искажением, из-за которого изображение выглядит очень искаженным, а прямые линии также могут казаться изогнутыми.

Многие объективы типа «рыбий глаз» предназначены для захвата чрезвычайно широкого поля зрения, которое часто превышает 180 градусов. Изображения тут выглядят буквально круглыми.

С другой стороны, прямолинейные объективы предназначены для того, чтобы прямые линии выглядели прямыми на полученных изображениях.

Искажения от криволинейных объективов можно исправить при постобработке с некоторой потерей разрешения и более плотным кадрированием. Чтобы избежать этих проблем, архитектурные фотографы часто выбирают прямолинейные объективы, а не «рыбий глаз».

Важно отметить, что фокусное расстояние не определяет, является ли объектив криволинейным или прямолинейным. Однако оптическая коррекция бочкообразного искажения становится более сложной при более коротких фокусных расстояниях. Вот почему объективы с чрезвычайно широким углом обзора, такие как Nikon 8-15mm f/3.5-4.5E ED обычно имеют криволинейный тип «рыбий глаз».

Использование фильтра

Хотя сверхширокоугольные объективы имеют много преимуществ, один из их самых больших недостатков связан с использованием фильтров объектива. Из-за того, что большинство сверхширокоугольных объективов имеют большие выпуклые передние элементы и встроенные лепестковые бленды, невозможно использовать стандартные фильтры, такие как нейтральный и поляризационный фильтр.

Решение состоит в том, чтобы использовать сторонние насадки и большие фильтры, которые могут быть дорогими, трудоемкими для настройки и громоздкими в поездках.

Важно отметить, что следует соблюдать осторожность при использовании поляризационных фильтров со сверхширокоугольными объективами. Поскольку небо занимает большую часть кадра, поляризационный фильтр может сделать небо очень неровным.

Как использовать сверхширокоугольные объективы

Одна из самых больших ошибок, которую делают начинающие фотографы при использовании сверхширокоугольных объективов, - это компоновка изображений аналогично тому, как они делают с обычными объективами. Это часто приводит к появлению большого количества негативного пространства, слишком большого количества неба и пустого переднего плана. Главный объект сцены, а также его окружение на расстоянии в конечном итоге выглядят незначительными, потому что сверхширокоугольные объективы делают их очень маленькими.

Как же обойти эту проблему? Поскольку сверхширокоугольные объективы увеличивают размер объектов переднего плана по сравнению с фоном, их лучше всего использовать в непосредственной близости от основного объекта. Цель в том, чтобы выделить объект, чтобы он казался больше, чем его окружение или фон.

Чтобы уменьшить пространство, занимаемое небом, можно наклонить камеру вниз, чтобы еще больше выделить передний план.