
Домашняя студия — начало
Все начинают снимать по разному: кто-то увлекается пейзажами, кто-то — портретами или макросъемкой, но большинство начинающих фотографов рано или поздно приходят к одной и той же мысли - организовать свою небольшую фотостудию дома.
Неопытные фотографа пытаются сразу приобрести профессиональный свет, топовые вспышки или осветители. Разумеется - это серьезное оборудование с высокой надежностью и богатым функционалом. Однако их стоимость очень велика, а габариты и вес часто бывают чрезмерны для домашнего использования. Да и научиться постановки света, используя только один, пусть и самый совершенный осветитель, фактически невозможно.
Что же можно сделать, давайте разбираться вместе.
Во-первых - начинающему фотографу гораздо важнее не мощность или функционал, а именно количество источников света. Оптимальным можно признать три, а лучше четыре прибора (рисующий, заполняющий, фоновый и контровой источник света). Будут это импульсные вспышки или приборы постоянного света - важна простота в управлении для пользователя и возможность регулировки мощности светового потока. Если у человека нет или мало опыта работы с импульсными приборами, нет фотокамеры и предполагается съемка на смартфон то конечно же стоит выбрать простые постоянные источники света.
Кстати, самым лучшим решением будет приобретение трех или четырех приборов с одинаковой мощностью и диапазоном ее регулировки. Еще лучше вообще приобретать одну и ту же модель осветителей. Такой подход позволит напрямую сравнивать разницу в настройках каждого осветителя, что крайне важно для прозрачности экспериментов по постановке освещения.
Во-вторых - ключевым фактором в выборе стартового комплекта студийного света является мощность самих осветителей. Сразу стоит отметить, что в бюджетном сегменте приобрести мощные светодиодные источники не получится. Так что тут совет может быть только один — берите самые мощные, которые только вам доступны.
А вот со вспышками дело обстоит иначе. Даже за весьма скромные деньги можно приобрести студийную вспышку, обладающую избыточной мощностью. Чтобы не ошибиться в выборе, можно использовать следующую классификацию студийных вспышек, где мощность вспышки в джоулях напрямую соответствует сюжету съемки:
• 100-200 Дж — предметная съемка и натюрморт;
• 250-300 Дж — поясной портрет, съемка каталога вещей;
• 400-600 Дж — ростовой портрет, групповая фотография.
В-третьих, пожалуй, самое важное. Какой бы бюджетный осветитель не был бы выбран, он обязательно должен быть оборудован полноценным байонетным креплением для смены светоформирующих насадок. Желательно выбирать байонет системы Bowens, он самый распространенный на нашем рынке. Это очень важная деталь, так как замена светоформирующих насадок приводит к кардинальному изменению светотеневого рисунка, создаваемого источником света.
С выбором приборов мы разобрались, теперь стоит решить вопрос со стойками и непосредственно светоформирующими насадками.
Стойки стоит выбирать сразу хорошие и с приличным запасом прочности. Дело в том, что основную нагрузку на стойку дает даже не осветитель, а та насадка, которая на него будет надета. И чем мощнее прибор, тем более основательной должна быть конструкция стойки, на которую он будет установлен. Минимально допустимая нагрузка, которую должна выдержать стойка для небольшой домашней фотостудии, будет начинаться от 5 килограмм. Высота стойки тоже имеет огромное практическое значение, лучше стойки высотой ниже 2,5 метров вообще не брать, особенно если речь идет о съемке ростового портрета. Исключение может составлять специальные низкие стойки (лягушки), задача которых разместить осветитель практически на полу студии.
И вот, наконец, добрались до самого главного, до выбора светоформирующих насадок для нашей студии. Сразу оговоримся, что все насадки можно разбить на две большие группы: насадки для формирования мягкого бестеневого освещения и насадки для создания жесткого освещения с глубокими контрастными тенями.
К насадкам, создающим жесткий свет, можно отнести все металлические рефлекторы, за исключение «портретной тарелки», но о ней начинающему студийному фотографу задумываться пока рано, слишком сложный это инструмент. Как правило, все студийные осветители уже имеют в комплекте хотя бы стандартный семидюймовый рефлектор, его для начала вполне достаточно. Но в комплект к этому рефлектору крайне желательно приобрести металлические шторки и комплект сотовых насадок соответствующего диаметра. Также в студии, пусть и совсем небольшой, не обойтись без узкоугольной насадки «тубуса». А вот фоновый рефлектор пока можно не приобретать. Если планируется использование фотозонтов, то к приборам необходимо докупить зонтичные рефлекторы, иногда их функцию могут выполнять стандартные рефлекторы, идущие в комплекте к осветителям. С жестким светом, пожалуй, все.К насадкам, создающим бестеневое, мягкое освещение, относятся все тканевые насадки с большой рассеивающей тканевой поверхностью: зонты, софтбоксы, стрипбоксы, октобоксы. Для выбора этих насадок фотографу нужно хорошо себе представлять, что именно он собирается снимать в своей домашней студии. Размер софтбокса (стрипбокса, октобокса) или зонта по своей площади должен превосходить площадь снимаемого объекта, например:
• 40х40 см или 40х60 см — для предметной и макрофотографии;
• 60х90 см — для съемки поясных и погрудных портретов;
• 120х80 см — для съемки ростового портрета.
В противном случае даже при использовании мягкорисующих насадок могут образовываться хорошо заметные глубокие тени. По количеству софтбоксов или зонтиков все достаточно просто: если вы хотите провести полностью бестеневую съемку, то на каждый работающий в кадре прибор должен установлен софтбокс или зонт.
В качестве завершения нашего обзора стоит поговорить о еще одной крайне нужной в любой студии единице оборудования - «журавль». Это стойка с подвижно закрепленной на ней перекладиной. Такая конструкция позволяет устанавливать осветительные приборы прямо над головой портретируемого (или над снимаемым объектом в случае с предметной съемкой),при этом сама стойка в кадр попасть не может. Главное при выборе журавля, это его вес и толщина труб, из которых он сделал. Чем прочнее и тяжелее журавль, тем он устойчивей и с ним удобней работать. Если журавль оказался очень тяжелым, то можно приобрести специальные колеса и тогда работать с ним станет совсем легко.
Ну вот и все, надеемся, наши советы помогут в вашем творчестве.
Удачных съемок!