
Светодиодное студийное освещение
Современную студийную фотографию уже невозможно представить без светодидных осветителей. Эти приборы нового поколения постепенно вытесняют классический галогенный постоянный свет и вспышки из области студийной фотографии. И чем чаще фотограф сталкивается с реальным применением светодиодных осветителей на практике, тем больше вопросов у него возникает.
Одним из самых главных вопросов при работе со студийными светодиодными источниками света моноблочного форм-фактора является их совместимость с актуальными светоформирующими насадками. Дело в том, что светящееся "тело" светодиода устроено иначе, чем газоразрядная трубка импульсного света, спираль галогенной лампы или люминесцентная лампа - оно излучает свет не вокруг себя, а уже создает направленный поток, как правило, сформированным встроенной линзой.
С одной стороны это плюс - даже без какой-либо светоформирующей насадки, как, например, рефлектора, светодиодный прибор уже имеет сформированный световой поток с определенным углом рассеивания. С другой стороны такая особенность конструкции накладывает на работу со стандартными насадками, которые хорошо подходили для импульсного света, ряд серьезных ограничений.
Для более подробного рассмотрения данного вопроса предлагаем разобрать работу двух видов самых популярных светоформирующих насадок - стандартного рефлектора и квадратного софтбокса (квадрабокса).
Начнем с рефлектора. Когда он установлен на вспышку, то газоразрядная лампа, излучая свет вокруг себя, равномерно освещает всю внутреннюю поверхность рефлектора. Если мы меняем кривизну рефлектора или его угол, или его глубину, то такие изменения сразу сказываются на характеристиках формируемого светового потока. Благодаря такой конструкции фотограф может легко подобрать характер создаваемого освещения, просто поменяв рефлектор на приборе. Тоже самое будет происходить и со спиралью галогенного прибора. Но со светодиодным осветителем такой номер не пройдет. Свет от линзы светодиода уже направлен вперед и осветить всю поверхность установленного на прибор рефлектора он просто не может. Изменение кривизны задней части рефлектора или даже общего его диаметра практически не будут иметь никакого значения. Единственное, на что будет как-то реагировать световой поток - это изменение глубины рефлектора. Если установить на светодиодный осветитель очень глубокий и маленький в диаметре рефлектор, то световой поток все же коснется его краев и общей характер освещения будет изменен.
Сегодня для светодиодных моноблочных осветителей уже выпускают специальные стандартные рефлекторы простой конической формы, такие рефлекторы не могут менять характер освещения, а призваны лишь отсекать нежелательные боковые засветки. Творческая работа с использованием различных рефлекторов совместно с светодиодным освещением практически невозможна. Исключением стали лишь портретная тарелка и разные варианты тубусов (узкоугольных насадок).
Примерно такая же ситуация у нас получается и с обычными неспециализированными софтбоксами. Точно так же, как и в обычном рефлекторе, световой поток, сформированный линзой светодиода, не попадает на внутреннюю поверхность софтбокса и напрямую проходит на его белую рассеивающую поверхность. В результате мы получаем софтбокс с неравномерно светящимся рассеивателем — основное световое пятно будет по центру рассеивателя, а края софтбокса останутся темными. В такой ситуации получить мягкий рассеянный свет, ради чего и создавался сам софтбокс, становится невозможным. Тем не менее, такой дефект достаточно просто исправить: внутри самого софтбокса необходимо закрепить обратный рефлектор (дефлектор) или дополнительную рассеивающую ткань, благодаря которым световой поток отразится на внутреннюю поверхность всего софтбокса. Так же, собственно, устроена и классическая портретная тарелка.
Стоит отметить, что некоторые поклонники светодиодного света предпочитают вообще не использовать софтбоксы. Вместо них они используют большие ростовые отражатели из пенопласта или фрост-рамы. Светодиодный прибор направляется в отражатель с такой дистанции, чтобы обеспечить его равномерное свечение по всей плоскости. А уже полученный таким образом отраженный свет используется для постановки бестеневого освещения.
Сказать, что вышеперечисленные особенности светодиодных осветителей являются серьезным недостатком новой системы нельзя. Скорее это особенность, которую надо учитывать при приобретении для него насадок и при постановке света.
Меж тем светодиодные моноблочные приборы обладают и целым рядом преимуществ:
- они более наглядны в работе, чем импульсные моноблоки,
- не имеют ограничений по использованию насадок в сравнение с высокотемпературными галогенными приборами,
- прекрасно работают с оптическими и проекционными насадками,
- просты в настройках и имеют несравненно больший ресурс, чем лампы галогенных приборов,
- не боятся сотрясений и резких скачков напряжения,
- намного легче и комфортней в транспортировке при съемках на выезде,
- хорошо защищены от повреждения самого источника света (лампы или газоразрядной колбы, как у вспышек),
- имеют низкое потребление, особенно в сравнении с галогенными приборами,
- позволяют настраивать цветность освещения в широком диапазоне.
В заключении можно добавить, что, пока светодиодный свет еще и не стал таким же не заменимым для фото съемок, как и импульсный, но тем не менее его популярность неуклонно растет. Простота и интуитивная понятность в его применении позволяет даже начинающим фотографам опробовать свои силы в классической студийной съемке. Стоимость таких приборов тоже весьма демократична.
С каждым днем на рынке появляется все больше специализированных светоформирующих насадок, рассчитанных на использование именно со светодиодными источниками света. А идеальная совместимость светодиода с оптическими насадками привела к появлению целого стиля в студийной фотографии, основанного на использовании проекционных насадок к светодиодному свету. К тому же не стоит забывать, что светодиодные осветители прекрасно приспособлены как в фото, так и в видеосъемке. Мало того, именно для съемок видео в большинстве современных приборов уже встроен целый набор интересных спецэффектов и возможность практически безграничной регулировки цветовой температуры.
Одним словом - будущее студийных съемок стоит за современными светодиодными моноблоками и панелями.
Надеемся, материалы статьи были вам полезны.
Удачных вам съемок!